Дворец
В первой половине XIX столетия еще вынашивались
кое-какие замыслы приспособления здания (уже запущенного, но еще вполне цельного
и защищенного кровлей) в качестве резиденции императорской семьи.
Всякая проектная работа по реконрукции Большого дворца для царских нужд прекратилась
после того, как в мае 1835 года ансамбль осмотрел Николай I.По мемуарному
свидетельству графа А.Х.Бенкендорфа, Царицыно не удовлетворило государя ни
своим местоположением, ни остатками сооруженного некогда Екатериною II и впоследствии
полуразвалившегося дворца, почему он предложил выстроить вместо него,со временем,
или казарму или какое-нибудь училище». Спустя год Николай I пожелал «знать,
что будет выгоднее: продать ли на сломку большую часть каменных строений в
Царицыне или по сломке строений перевезти материалы в Коменское» для строительства
там нового царского дворца.
Идеи какого-либо утилитарного использования Большого дворца, вплоть до его
продажи на слом циркулировали вплоть до конца XIX века. Так, в 1860 году петербургское
удельное начальство предложило московским удельным чиновникам"отдать
недостроенное здание Царицынского дворца на устройство завода или фабрики,
если в прочем не признается более выгодным оное здание продать на снос и какая
сумма может быть выручена в сем последнем случае". И опять выгоды
в подобных предложениях не обнаружено. Московская удельная контора сообщала
в Петербург в феврале 1861 года: «... фабрики или завода в дворцовом
здании устроить нельзя уже потому, что по гористому положению дворца провести
в него воду очень затруднительно. Весьма сомнительно также ожидать и успеха
от продажи недостроенных зданий на слом, одна разборка коих ... обойдется
в 31.600 р. Следовательно трудно и почти невозможно предполагать, чтобы кто-нибудь
дал хорошую цену за дворец в ожидании сомнительных барышей».
Кстати сказать, удельное начальство довольно умело использовало дворцовые
развалины Царицына в развлекательных целях. Еще в 1800-е годы поляны по обе
стороны Большого дворца были выровнены под лужайки и засеяны белым и красным
клевером и другими цветами. На этих лужайках в дальнейшем устраивались веселые
купеческие гулянья, раскидывались палатки со всякой снедью и пр. Поощрялись
и всякие театрализованные развлечения для дачников с использомнием руин Большого
дворца в качестве декораций. Вот одно из описаний таких развлечений, организованных
в 1888 год местными удельными чиновниками Рахмановым и Клеопиным: «Два
оркестра музыки, танцы, блестящая иллюминация, ослепительный фейерверк — всего
было вдоволь у счастливых царицынцев. Рощи, горы и пруды Царицына поэтичны
и сами по себе, а история дает еще ко всему этому и красивую декорацию в виде
романтических развалин недостроенного дворца Екатерины... Теперь от него остались
полуразрушенные стены, как нельзя более пригодные для фантастических oгненных
забав. Совсем волшебную картину представлял этот дворец на темной горе, освещенный
изнутри бенгальским огнями... Немудрено, что очарованные царицынцы пели горячие
дифирамба двум своим пиротехникам и увеселителям гг. Рахманову и Клеопину».
В первые десятилетия XX столетия никакие проекты реставрации и утилитарного
использования Большого дворца, на сколько известно, не разрабатывались.Так
продолжалось вплоть до начала 1930-х годов, когда Моссовет озаботила расширением
сети подмосковных домов отдыха для трудящихся столицы, в том числе с использованием
старинных усадебных комплексов.В этой связи архитекторы Барщ и Зундблат разработали
в 1935-1936 годах проект реконструкции Большого дворца под загородную гостиницу
типа однодневного дома отдыха.Проект прошел в 1936 году экспертную комиссию,
куда входили И.Е.Бондаренко и А.В.Щусев. Проект был в целом одобрен, хотя
авторам были доказаны некоторые замечания, в основном по стилевым вопросам.
До практической реализации проекта Барща и Зундблата дело, к счастью, не дошло,
хотя в некоторых путеводителях второй половины 1930-х годов и утверждалось,
будто «согласно постановлению Моссовета дворец в текущем году будет переоборудован
под загородную станцию для туристов и экскурсантов». В 1938 году юбилейная
комиссия по подготовке 200-летия со дня рождения М.Ф.Казакова приняла решение
вновь обратиться в Моссовет с предложением восстановить Большой дворец под
дом отдыха, но и оно осталось не востребованным.
В практическом плане перелом в отношении к Царицыну обозначился в 1968 году,
когда в печати со ссылкой на общественное мнение стали энергично выдвигаться
требования найти усадьбе рачительного хозяина и начать ее полномасштабную
реставрацию. Вскоре Моспроект-3 начал в абстрактном плане разрабатывать некие
проектные предложения по консервации и реставрации царицынского ансамбля как
необходимой основы для последующего решения вопроса о его практическом использовании.
Вслед за тем, а именно в 1972 году, во владение ансамблем вступила Академия
художеств СССР для его приспособления под Художественный институт имени В.И.Сурикова.
Инициативу этого проекта приписывают тогдашнему вице-президенту Академии Е.В.Вучетичу.
К 1976 году все работы предполагалось закончить. Однако из-за нараставших
с каждым годом организационных и финансовых трудностей энтузиазм Академии
художеств СССР угас.
В 1984 году решено было разместить в Царицыне бездомный тогда Государственный
музей декоративно-прикладного искусства народов СССР.Практическая разработка
проектной документации по реконструкции Большого дворца для ГМДПИ народов
СССР была прекращена в конце 1980-х гг. в связи с нехваткой средств, а также
преобразованием этого музея в «Государственный историко-архитектурный, художественный
и ландшафтный музей-заповедник Царицыно».